"Үлгілі" жалпы орта мектебі коммуналдық мемлекеттік мекемесі
 
 
 

Ашық сабақ

Автор: admin от 12-10-2018, 00:47, посмотрело: 393

0

Государственное учреждение общая средняя школа "Үлгілі"

 

 


                                  

6 "Ә" класс

 

 

 

 

         

Учительница русского языка и литературы:  Тузелбаева З

Цель урока:

А) :  познакомить с новым разделом, показать состав слова, объяснить новые понятия

Ә): развитие речи, расширение кругозора, пополнение словарного запаса школьников.

Б) : воспитание правильного выполнения домашнего задания

Метод урока: изучение и первичное запоминание новых понятий и способов деятельности

Наглядность: карточки с вопросами для повторения

Ход урока

1.   Орг.момент:

1.Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке

2.Психологически подготовить учащихся к общению

2.     Опрос домашнего задания.

Ребята мы с вами на прошлом уроке писали изложение. На дом было задано повторить пройденные правила

Ребята отвечают на вопросы .

1. Расскажи общие сведения о языке

2. Что изучает лексика?

3. Как называются слова, которые имеют одно значение? Приведи пример

4. Как называются слова, которые имеют несколько значений? Приведи примеры

5. Прямое и переносное значение слов. Приведи примеры

6 Общеупотребительные слова?

7. Слова – термины?

8.Заимствованные слова? Примеры

На прошлых уроках мы изучали лексику. Сегодня мы познакомимся с новым разделом, который называется морфемика. Здесь мы изучим состав слова и остановимся на основе и окончании.

3.   Обьяснение нового материала

1. Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

2. Состав слова (сөз құрамы)

Приставка, корень, суффикс, окончание

Эти слова называют общим словом – морфемы

 3. Основа – часть слова без окончания (в основу входят приставка, корень, суффикс)

4 Окончание (жалғау) - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окно, рубашка

Окончание может быть нулевым. Окончание, которое не выражено звуками, называется нулевым.                 стол  , стул

Закрепления нового материала

Задание 1

Подчеркните основу слова и окончание

А)Дома, ученики, работа, школа, доска, стол, мир, знание, дерево, окно, задача, предмет

Б)Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.

(имеет окончание – оканчивается на…)

Задание 2.

Игра – «Назовите последнее слово», в словах подчеркните основу и окончание

Кто шагает с сумкой книг утром в школу (у….) ученик

Очень скоро встретит вас наш веселый, светлый (к…) класс

В коридоре топот ног, то зовет всех в класс (з….) звонок

Если ты все будешь знать, то получишь в школе (п…) пять

Быть должны всегда в порядке твои школьные (т…) тетрадки

Я сижу и чуть не плачу: очень трудная (з….) задача

Веселятся Коля, Лена – это значит (п…) перемена

Задание3. Почтальон (игра)

Ученики должны определить и угадать по данным четырем словам, куда их пригласили

Например: гвозди, станок, молоток, топор, - их пригласили в мастерскую

В этом слове надо подчеркнуть основу и окончание

школа

зоопарк

огород

парк

цирк

столовая

Книжки

Дневники

Карандаши

Учитель

Обезьяна

Жираф

Клетка

Лев

Картошка

Лопата

Трава

Морковь

Дорожки

Скамейка

Березки

Деревья

Клоуны

Медведи

Тигры

Акробаты

Торт

Пирожки

Хлеб

Суп

Задание 5. Спасите людей от одиночества, добавив в слова окончания

Подчеркните основу и окончание

Ученик – ученики

Пассажир - …

Кот - …

Школьник - …

Учитель - …

Класс - …

Задание 6. Составьте казахское слово из двух частей в левой и правой колонке и переведите на русский язык. Подчеркните основу и окончание.

Бост -     лем      свобода

Анық-     лық      определение

Бала-     тік      детство

Сеп-     дық     падежи

Сөй-   тауыш    предложение

Разноуровневые задания № 5

1 Подчеркните основу и окончание

Роза, газета, гнига

2 Отгадайте загадку, в ответе подчеркните основу и окончание

Зимой и летом одним цветом – ёлка

Не лает, не кусает, а в дом не пускает –  замок

3 Ответьте на вопросы

Какой язык имеет две буквы «с» -  русский

Деревянный человек –  Буратино

Какой вид транспорта имеет два «л» -  троллейбус

6.  Закрепление урока

Игра. – Вставьте в устойчивые сочетания слов названия животных

1 колюч как – ёж

2 труслив как – заяц

3 хитер как – лиса

4 нем как – рыба

5 грязен как – свинья

Подчеркните окончание и основу

7.   Домашнее задание:

Упр. 48  ,69 стр.

 

 

 

 

 

Категория: Ашық сабақтар

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Пікір:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кодын енгізіңіз: *