Ашық сабақ
Государственное учреждение общая средняя школа "Үлгілі"
6 "Ә" класс
Учительница русского языка и литературы: Тузелбаева З
Цель урока:
А) : познакомить с новым разделом, показать состав слова, объяснить новые понятия
Ә): развитие речи, расширение кругозора, пополнение словарного запаса школьников.
Б) : воспитание правильного выполнения домашнего задания
Метод урока: изучение и первичное запоминание новых понятий и способов деятельности
Наглядность: карточки с вопросами для повторения
Ход урока
1. Орг.момент:
1.Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке
2.Психологически подготовить учащихся к общению
2. Опрос домашнего задания.
Ребята мы с вами на прошлом уроке писали изложение. На дом было задано повторить пройденные правила
Ребята отвечают на вопросы .
1. Расскажи общие сведения о языке
2. Что изучает лексика?
3. Как называются слова, которые имеют одно значение? Приведи пример
4. Как называются слова, которые имеют несколько значений? Приведи примеры
5. Прямое и переносное значение слов. Приведи примеры
6 Общеупотребительные слова?
7. Слова – термины?
8.Заимствованные слова? Примеры
На прошлых уроках мы изучали лексику. Сегодня мы познакомимся с новым разделом, который называется морфемика. Здесь мы изучим состав слова и остановимся на основе и окончании.
3. Обьяснение нового материала
1. Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
2. Состав слова (сөз құрамы)
Приставка, корень, суффикс, окончание
Эти слова называют общим словом – морфемы
3. Основа – часть слова без окончания (в основу входят приставка, корень, суффикс)
4 Окончание (жалғау) - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окно, рубашка
Окончание может быть нулевым. Окончание, которое не выражено звуками, называется нулевым. стол , стул
Закрепления нового материала
Задание 1
Подчеркните основу слова и окончание
А)Дома, ученики, работа, школа, доска, стол, мир, знание, дерево, окно, задача, предмет
Б)Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.
(имеет окончание – оканчивается на…)
Задание 2.
Игра – «Назовите последнее слово», в словах подчеркните основу и окончание
Кто шагает с сумкой книг утром в школу (у….) ученик
Очень скоро встретит вас наш веселый, светлый (к…) класс
В коридоре топот ног, то зовет всех в класс (з….) звонок
Если ты все будешь знать, то получишь в школе (п…) пять
Быть должны всегда в порядке твои школьные (т…) тетрадки
Я сижу и чуть не плачу: очень трудная (з….) задача
Веселятся Коля, Лена – это значит (п…) перемена
Задание3. Почтальон (игра)
Ученики должны определить и угадать по данным четырем словам, куда их пригласили
Например: гвозди, станок, молоток, топор, - их пригласили в мастерскую
В этом слове надо подчеркнуть основу и окончание
школа | зоопарк | огород | парк | цирк | столовая |
Книжки Дневники Карандаши Учитель | Обезьяна Жираф Клетка Лев | Картошка Лопата Трава Морковь | Дорожки Скамейка Березки Деревья | Клоуны Медведи Тигры Акробаты | Торт Пирожки Хлеб Суп |
Задание 5. Спасите людей от одиночества, добавив в слова окончания
Подчеркните основу и окончание
Ученик – ученики
Пассажир - …
Кот - …
Школьник - …
Учитель - …
Класс - …
Задание 6. Составьте казахское слово из двух частей в левой и правой колонке и переведите на русский язык. Подчеркните основу и окончание.
Бост - лем свобода
Анық- лық определение
Бала- тік детство
Сеп- дық падежи
Сөй- тауыш предложение
Разноуровневые задания № 5
1 Подчеркните основу и окончание
Роза, газета, гнига
2 Отгадайте загадку, в ответе подчеркните основу и окончание
Зимой и летом одним цветом – ёлка
Не лает, не кусает, а в дом не пускает – замок
3 Ответьте на вопросы
Какой язык имеет две буквы «с» - русский
Деревянный человек – Буратино
Какой вид транспорта имеет два «л» - троллейбус
6. Закрепление урока
Игра. – Вставьте в устойчивые сочетания слов названия животных
1 колюч как – ёж
2 труслив как – заяц
3 хитер как – лиса
4 нем как – рыба
5 грязен как – свинья
Подчеркните окончание и основу
7. Домашнее задание:
Упр. 48 ,69 стр.